23.01.2008
Из истории воздухоплавания
Первая публичная демонстрация полета воздушного шара была устроена братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье в окрестностях Лиона 4 июня 1783 г. Шар представлял собой сферический льняной мешок, оклеенный бумагой. Он имел в поперечнике 11 м и весил 227 кг. Шар надули над костром, в котором жгли мелко нарезанную солому. Он поднялся довольно высоко и спустился через 10 минут, пролетев за это время около трех километров. Полет произвел на зрителей большое впечатление, и вскоре весть об этом эксперименте облетела всю Европу. Спустя два месяца группа энтузиастов под руководством физика Жака Шарля запустила в Париже шар, наполненный водородом. Поскольку бумажное покрытие не могло удержать водород, шар был изготовлен из тонкой шелковой ткани, покрытой латексом. Водород получили, воздействуя серной кислотой на железные опилки. Чтобы полностью надуть шар диаметром 4 м, потребовалось несколько дней и было израсходовано 227 кг кислоты и 454 кг железа. Шар приземлился в 28 км от места старта. Он так напугал местных жителей, что те разорвали его в клочья. 19 сентября 1783 года братья Жозеф и Этьен Монгольфье совершили запуск наполненного горячим дымом воздушного шара в Версале. Пассажирами были овца, петух и утка. За полетом, длившимся 8 минут, наблюдали король Франции Людовик XVI и его жена Мария Антуанетта. Раздававшиеся сверху кряканье, блеянье и петушиный крик, надо думать, смутили немало зевак, над которыми проплывал шар. Полет закончился в лесу в 3,5 км от места старта. Ни один из первых воздухоплавателей не пострадал. Впервые в свободный полет человек отправился на воздушном шаре, который поднялся из сада замка де ла Мюэт в западном пригороде Парижа 21 ноября 1783 г. Затейливо разрисованный шар, построенный братьями Монгольфье, имел 14 м в поперечнике и более 21 м в высоту. Корзина с двумя пассажирами весила около 730 кг. На наполненном горячим воздухом шаре покорители неба провели в воздухе около 25 мин, пролетев за это время почти 10 км, и благополучно приземлились в открытой местности вблизи дороги на Фонтенбло. Как только возможность полета на воздушном шаре была доказана, ее практическая реализация не замедлила осуществиться. В октябре де Розье поднялся на 25 м на привязном монгольфьере и пробыл в воздухе более 4 мин. А месяц спустя он и д'Арланд совершили свой исторический полет над Парижем. Шарль не хотел уступать и 1 декабря, взяв одного пассажира, отправился из Парижа на шаре, наполненном водородом. Полет продолжался 2 часа и закончился в 50 км от Парижа в маленьком городке Несле. Здесь пассажир сошел, а Шарль продолжил путешествие, поднявшись на высоту более 3,5 км. Всего за какие-то 6 месяцев человек поднялся в воздух и научился летать. В России аэростат без пассажиров впервые был запущен в Санкт-Петербурге 24 ноября 1783 г., а в Москве - 19 марта 1784г. Первые полеты осуществил француз Жак Гарнерен - 20 июня и 18 июля 1803 г. в Петербурге и 20 сентября в Москве. Вместе с французом 18 июля поднялся в воздух и первый наш соотечественник - генерал князь С.Л.Львов. Первая русская воздушная путешественница, уроженка Пензы А.С.Турчанинова, поднялась в небо Москвы в качестве пассажирки вместе с супругой Гарнерена 8 мая 1804г. Летом 1804г. Петербургская академия наук организовала первый в мире научный полет. Аэростатом управляли фламандец Э.Робертсон и академик Я.Д.Захаров. Первый в России рекламный аэростат сигаретной фабрики «Катык» стартовал с московского ипподрома 30 августа 1905 г. Пилот Жан Овербек, повиснув вниз головой на трапеции, разбрасывал над Москвой рекламные открытки. В нашей стране развитию воздухоплавания придавалось большое значение. 30 сентября 1933г. Г.Прокофьев, К.Годунов и Э.Бирнбаум на стратостате поднялись на высоту 19 км, а П.Федосеенко, А.Васенко и И.Усыскин 30 января 1934г. достигли рубежа 22км. К 1940г. на спортивных аэростатах было совершено свыше 1000 полетов. На начало 1941 г. из 24 официально зарегистрированных ФАИ (Международной авиационной федерацией) мировых рекордов 17 принадлежали советским воздухоплавателям! Традиция давать графские титулы впервые поднявшимся на шаре пошла со времен Людовика XI. Братья Монгольфьер подняли в воздух своего императора, Людовик был так восхищен увиденным, что тут же воскликнул:«Господа, все земли, что вы видите вокруг, отныне ваши». Но когда они поднялись выше, Людовик подумал и добавил:«Ваши, пока вы над ними летите». С тех пор у воздухоплавателей всего мира есть традиция посвящать всех пролетевших на воздушном шаре огнем, землей и водой и даровать им земли, на которых они совершили посадку. Источники: «Изобретение воздушного шара и рождение современной химии» — автор Артур Ф.Скотт, www.vozduhoplavanie.com, www.kinderino.ru
|