7.06.2005
Реформа ЖКХ «по-великолукски».
Не секрет, что с первых дней прихода к власти, новая администрация города начала решительную и бескомпромиссную борьбу за эффективное использование городского имущества. Провозглашенную Правительством РФ программу перехода к 100 % оплате жилищно-коммунальных услуг городская администрация решила начать с ревизии и оптимизации существующих расходов на содержание и ремонт жилищного фонда. И только после этого повышать уровень оплаты за ЖКУ населению. Но, к сожалению, поэтапное решение вопроса было полностью остановлено на уровне реорганизации муниципальных жилищных предприятий. Администрацией были предложены и реализованы определенные шаги: - централизация всех платежей в Едином расчетно-кассовом центре; - ремонт и обслуживание инженерных сетей домов на базе Аварийно-ремонтного участка. Следующий шаг – ликвидация статуса юридического лица каждого домоуправления и замена этих организаций на участки. Сегодня в домоуправлении остается сложная, никому не нужная система: директор, заместитель, секретарь, бухгалтерия. Все предложенные администрацией изменения затрагивают только управленческий персонал, штат рабочих остается прежним. Создание централизованной бухгалтерии, единой инженерной, кадровой, юридической служб только на уровне заработной платы давало бы экономии около 3 млн. рублей в год! И это не считая высвобождаемых площадей, компьютерной техники, снижения затрат на обслуживание нескольких (вместо одной) бухгалтерских программ, канцелярских расходов и т.д. Реализовать задуманное вполне реально, учитывая, что расчетами с населением теперь занимается ЕРКЦ, а около 200 единиц сантехников и электриков переведено из жилищных организаций в АРУ. Но не тут-то было! Все шесть руководителей домоуправлений во главе с начальником городского Управления жилищного хозяйства Мелковым В. К. пошли с жалобой в городскую Думу. В связи с этим из числа работников администрации города и Великолукской Думы (по 3 представителя) была создана комиссия по вопросу о необходимости проведения реорганизации жилищного хозяйства в городе. Комиссия, рассмотрев предложения администрации, приняла их пятью голосами против одного. Но как позже выяснилось, мнение комиссии никого не заинтересовало! Были проведены специальные депутатские слушания, на которых были оглашены весомые доводы в пользу проведения реорганизации. Приводились примеры грубейшего нарушения в деятельности жилищников – нецелевое использование средств населения по оплате ЖКУ. Так только по платежам за холодное водоснабжение необоснованная ( т.е. не подтвержденная ни долгами населения, ни задолженностью по предоставленным льготам) кредиторская задолженность перед МП «Водоканал» составила на 1 октября 2004 года более 4 млн. рублей! Кстати сказать, именно это и стало одной из причин создания ЕРКЦ в городе: недопустимо использование средств поставщиков в каких-либо других интересах. Только в двух жилищных организациях (из шести) прокуратура провела проверки и сразу обнаружила нарушения не только в финансовой части, но и в вверенном им паспортном учете. В представлении главного прокурора города, направленном мэру, указывалось на то, что в этих предприятиях обнаружены квартиры и комнаты, в которых никто не прописан, которые не являются ничьей собственностью, но почему-то данные по ним в комитет по жилищным вопросам не представлены. Кроме того, лицевые карточки по некоторым жилым помещениям хранились не у паспортисток, как должно быть, а в столе директора. Но все приводимые доводы никого не повергли в шок. Наоборот, начальник ГУЖХ зачитал обвинения в адрес администрации города. Создали ЕРКЦ, который не подчиняется начальнику ГУЖХ, а денег МУПам катастрофически не хватает (расходы большие, а содержать немалый управленческий персонал чего стоит!). И созданный на базе АРУ участок по выполнению заявок населения в области сантехники и электрики, который изо всех сил старается наладить, улучшить качество предоставляемых услуг (чему уже есть фактические подтверждения), также почему-то не радовал ни директоров МУПов, ни начальника ГУЖХ. На депутатских слушаниях было сделано несколько замечаний и предложено сторонам ответить сторонам на ряд вопросов. Комитет по экономике совместно с юристами подготовили и предоставили в городскую Думу все запрашиваемые дополнения. После чего из аппарата Думы был получен странный ответ: «…Согласно устной договоренности(?!) возвращаем проект решения «О реорганизации муниципальных унитарных предприятий» на доработку». Подписано письмо председателем Великолукской городской Думы И. А. Житковым. Когда против реорганизации выступает руководство жилищных предприятий и служба, их контролирующая, - это можно понять. Но позиция Думы города не ясна. На словах- за реформу ЖКХ! Но когда речь заходит о том, что необходимо навести порядок на конкретных участках, начинается взаимное непонимание. К сожалению, реформа ЖКХ многими воспринимается как очередное отчетное мероприятие, а не как попытка навести порядок в городском хозяйстве. Один из руководителей домоуправлений на думских слушаниях так и сказал: «Ну, давайте, сократим количество жилищных организаций с шести до четырех, если нужно отчитаться, что у нас реформа идет!». На сегодня этот вопрос остался без какого-либо решения. Причем не понятно, что делать дальше? С одной стороны – требование поднимать тарифы на ЖКУ, с другой – невозможность ревизии жилищного хозяйства, которое имеет усложненную систему взаимных расчетов, множество юридических заковырок и абсолютно непрозрачный учет расходов . А ведь любая проверка, проводимая службами администрации, вскрывает множество недочетов и в бухгалтерском учете, и в нецелевом использовании средств. На все ответ один – у нас маленькие зарплаты и слабые кадры. Но главное, что желания изменить что-то к лучшему ни у кого из руководства жилищного хозяйства не возникает. Более того, договорились до того, что у них (у домоуправлений) отличная, отработанная система! Система, в которой кроме них никто разобраться не может. PS: Кстати, предложенную шесть месяцев назад передачу отдела субсидий в отдел социальной защиты – сегодня директивно рекомендовало Правительство РФ.
Председатель комитета по экономическому прогнозированию и социальному развитию Янковский И. А.
|