18.08.2009
Потребителю
Закон «О защите прав потребителей» устанавливает несколько видов сроков, от которых зависит объём ответственности продавцов, (изготовителей, исполнителей) перед потребителями. Это срок службы, срок годности и гарантийный срок. Чтобы определить какой же срок использования товара считается нормальным, закон вводит понятие «срок службы». Срок службы товара - установленный период времени, в течение которого потребитель может использовать товар по назначению и быть уверенным в его безопасности, а изготовитель несет перед потребителем ответственность за возникшие в товаре существенные недостатки. Этот срок может определяться как временным периодом (днями, месяцами, годами), так и другими единицами измерения (километрами, метрами и т.д.) Продолжительность срока службы определяется изготовителем. Как следует из формулировки закона, установление срока службы - это право, а не обязанность изготовителя. Но, в интересах безопасности граждан в Законе записано обязательное требование для изготовителя об установлении срока службы на те товары (результаты работ), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей. Существуют товары, к которым положение о сроке службы не применительно. Согласитесь, было бы странно установить срок службы на хлеб или губную помаду. Для этой категории товара Закон вводит понятие «срок годности». Срок годности – это период времени, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Этот срок должен устанавливаться на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. Продажа товара (выполнение работ) по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещена. Изготовитель (исполнитель) вправе установить на товар (работу) «гарантийный срок». Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями, например, обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки, а в некоторых случаях заменить товар или расторгнуть договор и вернуть стоимость. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, любой продолжительностью, если он не установлен изготовителем. Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). В случае, когда гарантийный срок на товар не установлен, или гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) свои требования. Различие состоит лишь в бремени доказывания причины возникновения недостатка. Так, при обнаружении недостатка в период гарантийного срока обязанность доказать причину возникновения дефекта лежит на продавце (изготовителе). Если недостаток обнаружен по истечении срока гарантии, но в пределах двух лет с момента покупки, бремя доказывания возлагается на потребителя. В заключении хотелось бы предложить потребителям товаров и услуг проверять сроки годности и уточнять предоставляемые гарантийные сроки до оплаты за них, чтобы избежать ненужных проблем.
Комитет потребительского рынка
|