20.10.2009
Реализации проекта модернизации образования
Реализация комплексного проекта модернизации образования (КПМО) позволила Псковской области за три года осуществить планы, изначально намеченные на 5-7 лет. Об этом заявила начальник Государственного управления образования Псковской области Вера Емельянова на региональном экспертно-аналитическом семинаре, состоявшемся в понедельник, 19 октября, в Псковском педагогическом комплексе.
Семинар организован совместными усилиями Администрации Псковской области и автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования Институтом проблем образовательной политики «Эврика». Участники семинара - работники системы образования, руководители образовательных учреждений, представители администрации Псковской области, эксперты в области региональной образовательной политики.
В ходе деловой встречи обсуждались результаты и эффекты реализации КПМО, достигнутые его участниками (а это 31 регион России, в том числе и Псковская область) за 2007-2009 годы.
По словам Веры Емельяновой, за три года удалось решить ряд серьезных, стратегически важных задач. «Вступая в проект, мы были не удовлетворены уровнем организации учебно-воспитательного процесса, невысокой зарплатой учителей, низким уровнем материально-технической базы школ, отсутствием реального участия общественных институтов в образовательном процессе и отсутствием системы оценки качества образования. Поэтому наша работа по КПМО выстраивалась по пяти направлениям: введение новой формы финансирования через подушевой норматив, новой системы оплаты труда, новой системы оценки качества образования, новых форм управления, развитие сети образовательных учреждений», - сообщила начальник управления образования Псковской области. Оценивая полученные результаты, Вера Емельянова отметила, что за годы реализации проекта Псковской области, равно как и другим регионам, не удалось выработать однозначную схему, по которой можно было бы точно определить оценку качества образования. Этот вопрос станет одним из основных на следующем этапе реализации очередного проекта - «Новая школа». «Главную задачу будущего периода мы видим в сознании реальной и адекватной системы оценки качеств образования», - сказала начальник управления образования. Вместе с тем, считает Вера Емельянова, «удалось определиться в некоторых новых подходах к оценке работы учителей и учреждений».
«Мы реализовали ряд задач по развитию сети образовательных учреждений. Найдены механизмы перехода на новую систему оплаты труда, согласно которой зарплата учителя зависит от качества его работы, активности и результативности. За три года мы планировали добиться увеличения средней учительской зарплаты на 60%. На сегодняшний день мы с легкостью вышли на повышение уровня средней зарплаты на 127%. Начинали мы проект со средней зарплатой 5,5 тысячи рублей, а вышли на 14,5. И это притом, что в ряде регионов России и зарубежных странах из-за кризиса стоял и до сих пор актуален вопрос о понижении зарплат учителей и сокращении штата педагогов», - сказала Вера Емельянова. По ее словам, средняя зарплата учителя на сегодняшний день превышает средний уровень зарплаты в государственном секторе экономики Псковской области, которая составляет 12 тысяч рублей. «А некоторые учителя сейчас имеют возможность зарабатывать до 30 тысяч рублей в месяц», - сообщила руководитель.
Значительным достижением региональной системы образования за последние три года Вера Емельянова считает фактически трехкратный рост норматива на одного ученика, улучшение материально-технической базы и ряд других направлений.
Руководитель отметила, что сегодня состояние системы образования региона в значительной степени удовлетворяет население Псковской области. По оценке заместителя Министра образования России Исаака Калины, Псковский регион входит в пятерку субъектов РФ, где более 50 процентов населения удовлетворено системой образования.
По словам заместителя руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Романа Селюкова, Псковская область стала одним из лидеров в реализации комплексного проекта модернизации образования в течение 2007 - 2009 годов. Вместе с тем он отметил, что «остановка в развитии - это шаг назад» и пожелал педагогическому сообществу региона не останавливаться на достигнутом, а активно двигаться вперед.
В ходе семинара обсуждался широкий спектр проблем. В частности, эффективность нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплата труда учителей, саморегулирование сети образовательных учреждений в условиях внедрения новых экономических механизмов в рамках КПМО, участие общественности в управлении образованием, эффективность региональной системы оценки качества образования, модернизация системы повышения квалификации и ряд других.
По мнению заместителя руководителя института «Эврика» Романа Селюкова, «есть полное понимание перспектив дальнейшей модернизации образования, тем более что прозвучала президентская инициатива «Наша новая школа», которая является продолжением КПМО». По его словам, те регионы, в которых внедрялся КПМО, должны стать экспериментальными площадками для реализации президентской инициативы. «Региону необходимо разобраться с тем, какие эффекты ожидаются от преобразований в системе образования до 2012 года, чтобы четко понимать перспективы», - сказал Роман Селюков. Он также сообщил, что Министерство образования и науки заказало проведение работ, связанных с оценкой объемов инвестиций, необходимых региону для дальнейшей модернизации системы образования. «Этот заказ неслучаен, потому что есть понимание, что, следуя логике поддержки лидеров, нужно обеспечить поступательное движение в развитии образования регионов-лидеров, чтобы успешно можно было внедрять накопленный опыт во все субъекты РФ», - заключил заместитель руководителя института «Эврика».
|