7.12.2009
V Международная конференция дефектологов
Благодаря тесному сотрудничеству Управления образования города Великие Луки с Западным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы (начальник Западного окружного управления образования - Валентина Александровна Бадил), специалисты в области коррекционной педагогики и психологии, работающие в нашем городе, получили приглашение на участие в V Международной конференции дефектологов.
В работе конференции принимали участие представители коррекционной педагогики и психологии Венгерской республики, Финляндии, Черногории, Белоруссии (Минск, Брестская область,), городов Российской Федерации – Москвы, Северодвинска, Тамбова, Острова. Делегацию от нашего города представляли: Меньшикова Л.Ф., учитель-дефектолог социально-правового отдела Управления образования г. Великие Луки, Любавина Н.М., директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», Мозговкина И.В., заведующая МДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида», Гашимова И.Г., учитель-логопед МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», Тимофеева С.А., педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 2 компенсирующего вида». В рамках конференции работали 10 секций, освещающих различные направления коррекционной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Каждый из участников делегации от города Великие Луки принимал участие в работе секций конференции.
Выступления российских и зарубежных участников Конференции свидетельствуют о том, что одним из условий создания образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, является их полная (частичная) инклюзия. В выступлениях участников было отмечено, что пока еще в ценностных ориентациях нашего общества серьезным дефицитом являются толерантность, терпимость, диалогичность, милосердие. В то же время отмечено, что стабильно развивающаяся система образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет проводить мероприятия по построению непрерывной образовательной вертикали инклюзивного образования. Поэтому залогом эффективного решения вопроса безболезненного для всех освоения инклюзивных процессов, широкого применения в образовательных и социальных процессах инновационных технологий является осуществление систематического и тесного взаимодействия существующей сети образовательных учреждений дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования с образовательными учреждениями, имеющими опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В ЦПМСС «Ново - Переделкино» состоялось заседание секции «Микросоциальная среда как фактор обеспечения социализации детей с нарушениями речи». С большим вниманием и с интересом аудитория выслушала выступление Меньшиковой Л.Ф. учителя – дефектолога социально- правового отдела Управления образования г.Великие Луки на подсекции «Социализация личности проблемного ребенка в условиях организованного обучения». Людмила Федоровна, являясь руководителем методического объединения учителей – логопедов и учителей дефектологов, представила систему работу направленную на повышение родительской компетентности в процессе воспитания детей с нарушениями речевого развития. Выступление вызвало положительный резонанс, поступило много вопросов в режиме сотрудничества. Вопросы преодоления трудностей социализации детей с нарушениями речи также рассматривались на подсекции «Создание адаптивной среды как условие социализации детей с нарушениями речи». Одним из предметов обсуждения явилось определение оптимальных путей воспитания толерантности на логопедических занятиях для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, представленное в докладе Гашимовой И.Г., учителя-логопеда МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6».
В выступлении Мозговкиной И.В., заведующей МДОУ №26 на секции «Оптимизация отношения социума к лицам с двигательными нарушениями», была представлена работа коллектива дошкольного учреждения по взаимодействию с семьёй, направленного на оптимизацию отношения социума к дошкольникам с двигательными нарушениями. Заведующая МДОУ №26 раскрыла формы работы педагогического коллектива МДОУ по предоставлению возможности каждому воспитаннику стать участником всех мероприятий, проводимых в детском саду, в городе, области. Ключевая идея выступления Ирины Васильевны - необходимость воспитания по настоящему гуманных членов общества, адекватного отношения семей к детям с нарушениями в состоянии здоровья.
Педагог-психолог МДОУ№2 Тимофеева С.А. принимала участие в работе секции «Комплексный подход к воспитанию толерантности у участников образовательного процесса при инклюзии детей с нарушением зрения», которая проходила в ГОУ Центре Психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушением зрения «Давыдково». На данной секции выступали: Л.И.Плаксина, доктор психологических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики МГПУ, Гладилина Л.Н. (руководитель коррекционно-педагогического отдела ГОУ ЦППРиК «Давыдково»), учителя-дефектологи (тифлопедагоги), учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели детских садов компенсирующего вида, специальных (коррекционных) начальных школ г. Москвы. Выступая с докладом «Психологическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения как условие успешной адаптации и интеграции в обществе». Светлана Анатольевна поделилась с участниками конференции опытом работы МДОУ «Детский сад №2» по организации действенной помощи, психологического сопровождения, оказываемыми дошкольникам с нарушением зрения по подготовке их к вхождению в новую социальную среду, современную школу.
Одной из проблем исследования конференции явилась проблема интеграции детей с отклонениями в развитии в образовательные учреждения. Эта тема обсуждалась на секции «Модели инклюзивного образования в современной школе» на базе Центра Образования «Технологии обучения». В работе секции были представлены самые разные виды школ: школа надомного обучения, дистанционная школа, интегративная школа, общеобразовательные школы. С докладом «Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы» выступила Любавина Н.М., директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», представив опыт работы МОУ№6 в данном направлении. Выступления отличались высокой компетентностью, профессиональной заинтересованностью. Выступающие представляли цели, особенности, основные действующие технологии своих образовательных учреждений. По окончании выступлений научными руководителями секции была организована дискуссия. Главным предметом обсуждения явилось определение оптимальных путей создания гуманистического, толерантного образовательного пространства для детей с ограничениями в развитии.
Участие в работе конференции, положительный отзыв ее участников, намеченные пути сотрудничества, являются подтверждением того, что образовательные учреждения города работает в том же русле, направлении, что столичные образовательные учреждения и специальные коррекционные учреждения других городов и стран. Педагогам г. Великие Луки есть чем поделиться с коллегами других городов России и стран по вопросам организации грамотной и действенной помощи, коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями.
Участники Конференции пришли к единому мнению о создании комплексной программы, целью которой является разработка стратегии и тактики создания единой системы формирования толерантности к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Участники выражают уверенность, что комплексный подход в реализации Программы формирования толерантного отношения к детям-инвалидам, поможет не только оказать своевременную и необходимую помощь ребенку с ограниченными возможностями в развитии и обучении, но и осуществить его успешную социализацию и адаптацию в современном обществе.
Управление образования Администрации г. Великие Луки благодарит Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы за предоставленную возможность участия педагогов муниципальной сферы образования г.Великие Луки в V международной конференции дефектологов «Формирование установок и норм толерантного поведения – залог успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями». Участие в конференции позволило получить информацию, знания, обменяться опытом в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в учреждениях общего и дошкольного образования, наладить взаимодействие с коллегами из разных регионов нашей страны и из-за рубежа, представителями общественных организаций и науки в целях успешного развития инклюзивного образования в городе Великие Луки. Выражаем искреннюю признательность за интересную и содержательную программу, высокий уровень организации конференции. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Управление образования
|