16.03.2010
Педагогический марафон - 2010
За последние десятилетия, в связи с модернизацией системы Российского образования, школа претерпевает большие и серьезные изменения. Эти изменения непосредственно касаются организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: широко внедряются здовьесберегающие технологии, информационная культура учащихся требует серьезного внимания со стороны педагогов, начинается внедрение новых образовательных стандартов и т.д. Вполне обоснованно выдвигаются повышенные требования к профессиональному, компетентносному уровню педагогов. Задачи, стоящие перед современным учителем, не из легких. Потребность овладения новыми педагогическими технологиями неизменно влечет за собой пересмотр традиционных форм повышения квалификации и организации такой системы, которая будет отвечать запросам всей муниципальной системы образования.
Выстраивание муниципальной системы повышения квалификации в г. Великие Луки – одна из приоритетных задач Управления Образования. Постоянный анализ существующей практики позволил наметить пути дальнейшего развития структуры повышения квалификации всей системы образования города.
В 2008 году благодаря совместному решению управления образования Администрации г. Великие Луки и Издательского Дома «Первое сентября» (г. Москва) при личной встрече начальника управления образования Шулаева Александра Анатольевича и заместителя генерального директора Издательского Дома Марка Наумовича Сартана было принято решение о проведении Педагогического марафона на базе города Великие Луки – аналога Московского марафона, который вот уже несколько лет успешно проводится в марте – апреле каждого учебного года.
В феврале 2009 года в г. Великие Луки состоялся I Педагогический марафон. Тогда свою квалификацию смогли повысить учителя математики, русского языка и литературы, физики, школьные библиотекари, учителя начальных классов. Была проведена секция и для администрации школ.
На основе положительного опыта 11-12 марта этого года был проведен II Педагогический марафон, который значительно расширил свои рамки.
На девяти площадках города Великие Луки была предоставлена возможность повысить уровень профессиональной компетентности учителям города, Великолукского района, пос. Куньи, Локни, Пустошки, Невеля, Бежаниц, Опочки.
760 педагогов приняли участие в заседаниях секций:
-дошкольного образования;
- литературы и МХК;
- истории и обществознания;
- биологии;
- химии;
- английского языка;
- психологии и социальной педагогики;
- воспитания в школе.
Ведущие специалисты, ученые, методисты из Москвы, Ульяновска, Ижевска вели занятия с нашими педагогами. В рамках марафона звучали лекции, обсуждались вопросы образования на круглых столах. Семинары, мастер-классы не только гостей, но и лучших педагогов г. Великие Луки – важная часть Педагогического марафона 2010 года.
На базе лицея №11 в течение двух дней работала секция учителей литературы и МХК. Под руководством Абелюк Е.С., Заслуженного учителя РФ, методиста по литературе проекта «Телешкола», учителя литературы №1325 «Воробьевы горы», и Ванюшевой Н.Р., заведующей кафедрой культурологии Экономико-математического лицея №29 города Ижевска, Почетного работника образования, учителя русского языка и литературы говорили о методике преподавания, об эксперименте в литературе Серебряного века, о методах, способах, приемах работы с текстом с целью развития общеучебных навыков. Разговор шел на высоко профессиональном уровне: новые находки, поиск путей совершенствования навыка работы с художественном произведением занимали многочасовую работу данной секции. Стоит отметить, что знакомство с Абелюк Евгенией Семеновной и Ванюшевой Натальей Рудольфовной у великолукских педагогов произошло задолго до их непосредственного приезда в Великие Луки. Публикации в газете «Литература» дали основание для приглашения этих специалистов к участию в Педагогическом марафоне. Известно, что 2010 год объявлен Годом Франции в России и России во Франции. Удивительно, но Наталья Рудольфовна преподает не только литературу и русский язык. Второй диплом о высшем образовании дает ей основание преподавать и французский язык в школе. И, что особенно удивляет, элективный курс по литературе на французском языке.
На данной секции прошел семинар для учителей МХК и ИЗО «Живопись авангарда. Как ее понимать и как о ней рассказывать». Вел семинар Сартан Марк Наумович, руководитель делегации, главный редактор газеты «Искусство». Высоко интеллектуальный разговор, с одной стороны, и вполне доступный для аудитории язык искусства, с другой стороны, покорили слушателей.
Город Великие Луки на этой секции представляла Романенкова М.Ю., учитель русского языка и литературы лицея №10, которая дала мастер-класс «Развитие интереса к чтению как условие становления духовного мира школьника».
Секция английского языка работала на базе лицея №10. Здесь речь шла об основных направлениях повышения эффективности образовательной среды при обучении английскому языку в школе. Под руководством Гумовской Г.Н., проректора по международным связям Института гуманитарного образования и информационных технологий, доктора филологических наук, профессора, научного редактора газеты «English», педагоги вели разговор о современных подходах к обучению грамматике. Интересным, потрясшим аудиторию, стал прием обучения английскому языку ритмами джаза, продемонстрированный Галиной Николаевной.
Творческий подход к организации уроков английского языка показала главный редактор газеты «Английский язык» Громушкина Е.В. Она же провела работу с педагогами над созданием газеты, составленной на основе материалов педагогов г.Великие Луки.
Безусловно, город городится своими педагогами, часть этой гордости представляют учителя английского языка. Управление образования с особой благодарностью относится к мастер-классам Пухловой Л.В., Заслуженного учителя РФ, учителя английского языка школы №5, и Петровой В.В., Почетного работника общего образования РФ, учителя английского языка лицея №10.
Пухлова Л.В. поделилась с аудиторией приемами оптимизации учебной деятельности как средствами повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Петрова В.В. дала мастер-класс по конструированию уроков английского языка на основе информационных технологий.
Проблемы и тенденции развития общего биологического образования рассматривались на секции биологии, которая работа в школе №13.
Разговор с аудиторией вели Лернер Г.И., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавании биологии Московского Института Открытого Образования, и Дмитриева О.С., учитель биологии ГОУ «Средняя общеобразовательная школа №1934» Российско-Словацкой дружбы. Гостями Великолукского образования был отмечен высоких профессионализм педагогов г.Великие Луки, который выражался в конструктивном, компетентностном разговоре о биологии. В ходе работы рассматривались проблемы формирования универсальных учебных умений и принципы построения мультимедийного урока биология.
Бовдуй Т.В., учитель биологии школы №13, Соросовский учитель, дала мастер-класс по использованию ИКТ на уроках с учащимися. Талантливый учитель предусмотрела все структурные элементы мастер-класса, она презентовала свой опыт работы, включив теоретическую основу преподавания биологии и, как практическое приложение, дала открытый урок в 6 классе.
Схожий по структуре мастер-класс дала еще одна учительница этой же школы Ершова О.В., учитель химии школы №13, Почетный работник общего образования РФ, победитель Приоритетного Национального Проекта «Ообразование», Соросовский учитель. Поскольку секция химии тоже работала на базе школы №13, Ершова О.В. смогла поделиться опытом работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Большим подспорьем в разговоре стала презентация опыта работы учителя химии лицея №11, Почетного работника общего образования РФ, победителя ПНПО, Соросовского учителя Чаупенковой Е.А.
Демонстрация опыта работы наших педагогов логично вписалась в работу секции химии. Разговор ученых на этой секции, Ахметова М.А., кандидата химических наук, доцента, заведующего кафедрой естествознания Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Дорофеева М.В., кандидата химический наук, доцента кафедры методики преподавания химии МИОО, касался вопросов формирования учебно-информационных умений на уроках химии.
Педагоги говорили о технологии подготовки выпускников к ЕГЭ по химии, вырабатывали стратегию успеха. Немаловажную часть занятий заняло рассмотрение проблем применения информационных технологий на уроках химии. Иными словами, секция была посвящена вопросам повышения эффективности школьного химического образования.
Преподавание истории в современной школе все чаще и чаще становится темой профессиональных дискуссий среди ученых, методистов, педагогов. Современные научно-методические подходы к изучению истории и обществознания рассматривались на секции истории, которая работала в школе №12.
Актуальные проблемы исторического образования поднимали Вяземский Е.Е., доктор педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, и Кулаков А.Е., старший научный сотрудник института общего образования.
На профессиональном уровне шел разговор об изучении религии в системе общего образования, рассматривались методологические и методические аспекты изучения истории религии.
В школе №12 сильный преподавательский коллектив учителей истории. Обобщив свой опыт работы, вместе они смогли продемонстрировать инновационные образовательные и информационные технологии преподавания истории и обществознания.
Не менее интересно и профессионально насыщенно прошло заседание секции «Искусство воспитания».
Лекторский состав этой секции был представлен Демаковой И.Д., доктором педагогических наук, заведующей кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, и Леонтьевой О.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором газеты «Классное руководство и воспитание школьников», координатором Парк-школ России.
«Гуманизация пространства детства в работе классного руководителя», «Свобода ребенка и ответственность взрослых в воспитательном пространстве» - вопросы, рассматриваемые на секции. Успех работы педагогов на этой секции, а здесь присутствовали заместители директоров по воспитательной работе, классные руководители, объясняется и уровнем профессионализма наших педагогов, которые значительную часть своей деятельности посвящают вопросам воспитания подрастающего поколения. Заседание секции проходило на базе школы №6. Педагоги этого учреждения презентовали воспитательную систему «Школа без неудачников». От проведенных мероприятий у гостей города и присутствующих педагогов осталось неизгладимое впечатление.
Секция дошкольного воспитания делилась на две части. В школе №7 слушатели работали под руководством Рыжовой Н.А.. доктора педагогических наук, кандидата биологических наук, ведущего научного сотрудника центра «Дошкольное детство». Здесь говорили об экологическом образовании дошкольников как основе образования для устойчивого развития.
Вторая часть слушателей работала в Педагогическом лицее. Копцева Т.А, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории истории художественного образования Учреждения Российской Академии образования «Институт художественного образования» знакомила слушателей с программой «Природа и художник. Организация художественной деятельности ребёнка дошкольного возраста».
В рамках работы марафона Рыжова Н.А. и Копцева Т.А. смогли познакомиться с деятельностью учреждений дошкольного образования г.Великие Луки, посетив детские сады во второй день работы марафона. В МДОУ «Детский сад №7» и «Детский сад №23» были даны открытые занятии с детьми по темам, заявленным программой марафона.
«Психологическое исследование, творчество, поиск» - так называлась секция, в которой приняли участие педагоги-психологи и социальные педагоги общеобразовательных и дошкольных учреждений. С ними работали Мелентьева О.С., директор Центра практической психологии образования, начальник отдела профориентации молодёжи с ограниченными возможностями адаптации МГППУ, исполнительный директор Сообщества сказкотерапевтов, педагог-психолог, специалист в области интегративной, телесно-ориентированной и социальной психологии, исполнительный директор Федерации психологов образования РФ, и Смирнов Г.Б., психолог, специалист по работе с детьми и подростками, руководитель молодёжного направления Центра практической психологии образования. Секция работала на базе школы №9. Глубоко специфические вопросы психологической работы с детьми рассматривались на этой секции. А город Великие Луки представили Савенкова Т.С., педагог-психолог школы №9, и Меньшикова Н.В., педагог-психолог детского сада №5».
На форуме сайта «Великолукское образование», в теме «II Педагогический марафон», можно прочесть: «Получил искреннее удовольствие, массу положительных эмоций и творческий заряд для профессионального роста!
Ряд важных аспектов хочу выделить и отметить специально.
1. Высочайший профессиональный уровень учителей, безукоризненно владеющих предметом и современной методикой обучения химии. Коллеги любят своих замечательных детей, свои школы, хотят и умеют работать! Открытые и доброжелательные люди!
2. Впечатляют масштабы и результативность экспериментальной, инновационной работы в школах города и района. В городе кипит педагогическая жизнь! Идет постоянный обмен мнениями, идеями. Коллеги находятся в непрерывном творческом поиске, постоянно повышают свою квалификацию, апробируют на своих уроках новые методические приемы и педагогические технологии, в том числе информационно-телекоммуникационные. Материально-техническое оснащение учебных кабинетов школ, включая компьютерное и мультимедийное оборудование, позволяет практически каждому учителю реализовать свой потенциал.
3. Высокий уровень развития школьников, их воспитанность, добросердечность и искренность. Дети гордятся своими учителями, любят их, сопереживают им, радуются их успехам! Полное взаимопонимание!» Это пишет доцент кафедры методики преподавания химии Московского института открытого образования, кандидат химических наук М.Дорофеев.
Эти и другие слова, высказанные на форуме, безусловно, являются определённым стимулам нашей дальнейшей работы. И мы с уверенностью можем сказать, что такая форма повышения квалификации является эффективной и результативной. А значит бывать «Педагогическому марафону – 2011»!
Управление образования
|