28.11.2012
Учимся жить вместе
Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, определяет право инвалидов на полное и эффективное участие в жизни общества наравне с другими.
Подписав данную Конвенцию, Российская Федерация взяла на себя обязательства по созданию необходимых условий в целях реализации этих прав, формированию среды, комфортной и благожелательной для жизни людей с ограниченными возможностями.
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
В городе Великие Луки для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста действуют образовательные учреждения комбинированного и компенсирующего видов, в которых созданы специальные группы для детей с речевыми нарушениями, с патологией зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с аллергопатологией, с туберкулезной интоксикацией, с задержкой психического развития. В соответствии с распоряжением Администрации города часть родительской платы за содержание детей в специализированных группах муниципальных дошкольных образовательных учреждений компенсируется.
С целью организации помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания в Управлении образования создана Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). За 9 месяцев 2012 года специалистами комиссии обследовано 408 детей, 374 из которых получили направление к обучению по специальным программам. Для несовершеннолетних, нуждающихся в обучении по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе VII вида в четырех школах города создано 13 классов коррекционно-развивающего обучения.
Особую категорию детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети-инвалиды, в том числе обучающиеся индивидуально на дому. В качестве эффективного средства организации образовательного процесса детей-инвалидов, особенно детей, имеющих трудности в передвижении целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время 20 детей-инвалидов из города Великие Луки получают дополнительное образование с использованием дистанционных образовательных технологий. За счет средств, предусмотренных в областной долгосрочной целевой программе «Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы», оплачивается доступ детей-инвалидов к сети Интернет. Специализированное оборудование передается в безвозмездное пользование родителям детей-инвалидов на период бучения детей. В текущем учебном году планируется создание условий для дистанционного обучения еще 12 детей-инвалидов из Великих Лук.
С целью расширения возможностей совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми сверстниками в рамках мероприятий государственной программы «Доступная среда» ведется работа по созданию сети базовых учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Интегрированное (инклюзивное) обучение детей-инвалидов позволит избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, обеспечит возможности проживания и воспитания их в семье, постоянного общения со сверстниками в обычной школе, что будет способствовать более эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество, и, кроме того, формировать толерантное отношение других школьников и их родителей к проблемам инвалидов.
В Великих Луках в 2012 году такими базовыми учреждениями, вошедшими в программу «Доступная среда» стали МБОУ Педагогический лицей и МАОУ «Лицей № 11». Для реализации комплекса мероприятий в рамках целевой программы из федерального бюджета была предоставлена субсидия для создания условий для обучения детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях. Также выделены средства из областной долгосрочной целевой программы «Доступная среда», муниципального бюджета города Великие Луки, привлечены внебюджетные средства.
В МБОУ Педагогический лицей в 2012 году выполнена реконструкция центрального крыльца (ремонт козырька, строительство пандуса для колясок, частичный ремонт кровли спортзала); ремонт рекреации в здании лицея для организации дошкольного отделения, в котором введено инклюзивное образование; приобретен автобус для перевозки детей с ограниченными возможностями. Приобретено оборудование с целью создания условий для полноценного физического и психического развития детей, а именно организация сенсорной комнаты (установка сухого бассейна, светодиодной установки «Световой дождь», кресла для релаксации, программное обеспечение для психологической разгрузки и диагностики).
В МАОУ «Лицей № 11» проведено обучение педагогов на курсах повышения квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет» по программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» (педагоги Панкратова О.П., Иванова Г.А., Долгашева Е.Н.). Произведена реконструкция зоны доступа для учащихся начальной школы: произведена замена оконных блоков, устройство кафельного покрытия пола, установлены защитные экраны на батареи, приобретены мягкие пуфы и скамейки для удобства учащихся. В начале декабря будет заменен дверной блок для обеспечения соблюдения теплового режима. Осуществлена реконструкция гардероба для учащихся начальных классов: строительство раздевалок с окнами приема-выдачи одежды, ячейками для сменной обуви, с обслуживанием учащихся. Открыт гимнастический зал на первом этаже: выполнены штукатурные работы с последующей покраской, оборудование освещения с проведением соответствующих электромонтажных работ, приобретение и установка жалюзи на окна, устройство покрытия полов из ковролина для обеспечения безопасности при проведении занятий. Приобретена полка для сменной обуви учащихся. Приобретены 2 тренажера и 3 секции «шведской стенки». Произведена базовая подготовка кабинета для оборудования сенсорной комнаты: штукатурные работы с последующей покраской, оборудование освещения, приобретение и установка жалюзи на окна. До конца 2012 года будет закуплено оборудование для гимнастического зала и сенсорной комнаты по программе «Доступная среда»: тренажеры, спортинвентарь, мебель для мягкой зоны, сухой бассейн, фиброоптический душ и т.п. Восстановлено ограждение на центральном крыльце лицея, установлены рельсы для спуска-подъема с перилами.
Наряду с реализованными мероприятиями, с учетом положительной динамики развития интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, необходимо и планируется решение задачи нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья; повышение квалификации специалистов, занимающихся решением вопросов образования детей указанной категории; проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми его участниками – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Обо всех проводимых мероприятиях в рамках программы «Доступная среда» управление образования будет информировать горожан через СМИ.
|