30.05.2014
И. о. начальника межрайонной ИФНС РФ № 2 В. Д. Федотов рассказал об изменениях в законодательстве
В последнее время в налоговом законодательстве Российской Федерации произошел ряд серьезных изменений, которые так или иначе коснутся почти каждого. Еще несколько нововведений вступят в силу с 2015 года, и налогоплательщикам стоит подготовиться к ним уже сегодня.
Об этом и многом другом рассказал в ходе брифинга и. о. начальника межрайонной ИФНС РФ № 2 по Псковской области В. Д. Федотов.
– Виктор Дмитриевич, 1 и 2 мая этого года вступили в силу изменения, отменяющие ряд обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению сведений в государственные внебюджетные фонды и налоговые органы. Расскажите, пожалуйста, какие обязанности отменены?
–1 мая 2014 г. вступили в силу положения статьи 5 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которыми предусматривается отмена обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уведомлению государственных внебюджетных фондов об открытии банковского счёта (пункты 8-10 «дорожной карты» «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). До вступления в силу указанного Федерального закона эта обязанность была предусмотрена пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
2 мая 2014 года вступили в силу положения подпункта «б» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми предусматривается, в том числе отмена обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уведомлению налоговых органов об открытии (закрытии) счетов в банке. До вступления в силу указанного Федерального закона эта обязанность была предусмотрена пунктом 2 статьи 23 НК РФ.
Ранее налогоплательщики привлекались к ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об открытии и закрытии счетов в банках. Теперь такой обязанности у налогоплательщиков нет. Данные будут представляться в налоговый орган только кредитными организациями.
– Какие изменения коснулись закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?
– 5 мая 2014 г. вступили в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в статью 90 части первой Гражданского кодекса Российской федерации и статью 16 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Они опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации, который располагается по адресу www.pravo.gov.ru.
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 129-ФЗ предусматривает отмену предварительной оплаты уставного капитала и устанавливает обязанность по оплате уставного капитала в срок, не превышающий 4 месяца со дня государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью. Напомню, до вступления в силу указанного Федерального закона был следующий порядок: на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину, а полностью каждый учредитель должен был оплатить свою долю в уставном капитале в течение 1 года.
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ предусматривает отмену обязательности нотариального удостоверения подписи заявителя при создании юридического лица, если документы представляются непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением документа, удостоверяющего его личность, а также при направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, а до вступления в силу указанного Федерального закона нотариальное удостоверение подписи заявителя было обязательным.
– Планируются ли еще какие-нибудь изменения в сфере государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей?
– Принят ещё один федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ, который также вносит изменения в законодательство о государственной регистрации юридических лиц, в частности в Гражданский кодекс и в закон о государственной регистрации № 129-ФЗ, он вступает в силу с 1 сентября 2014 года. С этого момента изменится законодательное определение юридического лица и значительно расширится спектр организационно- правовых форм юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями.
Так же, в законе № 99-ФЗ приведено новое определение понятия «Место нахождения юридического лица» - место его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
При этом в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.
Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Перерегистрация юридических лиц, созданных ранее, в связи с вступлением в силу Федерального закона № 99-ФЗ не требуется. При регистрации изменений учредительных документов юридических лиц, в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 99-ФЗ), государственная пошлина не взимается.
– 2 мая 2014 года вступил в силу федеральный закон № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Предусматривает ли он, что с 2015 года физические лица - налогоплательщики имущественных налогов обязаны будут самостоятельно предоставлять налоговым органам информацию по неучтенным объектам?
– Согласно новому закону налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, обязаны будут проинформировать налоговые органы о принадлежащем им на праве собственности объекте недвижимого имущества, земельном участке или транспортном средстве в случае неполучения ими налогового уведомления на уплату налога по данному имуществу.
– В чем причина введения данной обязанности?
– Она обусловлена в первую очередь тем, что в налоговые органы по различным причинам, например техническим, может поступить неполная информация от регистрирующих органов, осуществляющих учет облагаемого имущества.
– Тогда поясните, в каких ситуациях физические лица обязаны сообщать о принадлежащем им имуществе?
– Налогоплательщик обязан представить сообщение в том случае, если он никогда не получал налоговое уведомление с момента владения данным имуществом, никогда не уплачивал налог за данное имущество и у него имеются правоустанавливающие документы либо документы, подтверждающие государственную регистрацию транспортного средства.
Если это недостроенный объект, то в такой ситуации идти к нам не надо, а надо получать правоустанавливающие документы и сведения о таком объекте мы получим от регистрирующих органов.
– В законодательном акте предусмотрены «исключения из правил»?
– Данная обязанность не возникает, если ранее, в предыдущих периодах, налогоплательщик хотя бы раз получал налоговое уведомление, что свидетельствует об имеющейся у налогового органа информации об облагаемых объектах. Это первое исключение из правил. Второе – если он сразу не получал налоговое уведомление по причине имеющихся у него налоговых льгот.
– С какого момента вступают в силу положения закона 52- ФЗ?
– Основные положения нового закона вступают в силу с 1 января 2015 года.
– Если налогоплательщик, ранее не получавший налоговое уведомление, представит в 2015 году сообщение в отношении принадлежавшего ему имущества, за какие налоговые периоды будет произведено начисление имущественных налогов?
– Тогда первым налоговым периодом, с которого мы начислим ему налог, будет 2015 год. Три предыдущих года мы ему «прощаем». Это по-честному, ведь в силу различных наших недоработок или регистрирующих органов налог ему мы ранее не направляли и эти деньги в бюджеты не собирали. То есть обязанность и исчисление налога производится только за один год.
Такое положение будет действовать два года, в 2015 и в 2016. Это своего рода некая налоговая амнистия, побуждающий мотив для налогоплательщика об информировании нас о принадлежащем ему имуществе.
– Предусмотрены ли штрафные санкции за сокрытие собственниками информации о наличии объектов налогообложения?
– Если налогоплательщик не сообщит нам об имеющемся имуществе до 1 января 2017 года, перестает действовать льготная норма о том, что налог исчисляется только за один год, и исчислять налог мы будем опять за три года. А также мы будем обязаны применить специальную налоговую санкцию, предусмотренную пунктом 3 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ в размере 20% от суммы налога по этому объекту. Таким образом, общая сумма будет складываться из налога, исчисленного за три предшествующих года плюс санкция 20% от суммы налога. Например, при налоге на автомобиль в 2 000 рублей штраф за неуплату может быть равен 6 500 рублей.
– Большое спасибо за предоставленную информацию, безусловно, она поможет гражданам быть в курсе налоговых новшеств и соблюдать законодательство.
|