24.03.2015
Масштабные изменения в Земельный кодекс вступили в силу
1 марта 2015 года вступила в силу новая редакция Земельного кодекса в связи с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Цель изменений, предусматривающих комплексную переработку земельного законодательства, – усовершенствовать порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, сделав его максимально прозрачным и понятным, обеспечив равный доступ к земельным ресурсам для всех инвесторов, сократить избыточные согласования.
Вводится обязанность органов государственной власти и местного самоуправления выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц. Для граждан земельные участки могут быть предоставлены без торгов в случае, если после публичного размещения на сайте www.torgi.gov.ru уполномоченным органом информации о намерении передать участок гражданину, не появятся иные заинтересованные лица.
Запрещается продажа земельных участков под строительство зданий и сооружений. Предлагается вовлекать землю в хозяйственный оборот для строительства через механизмы развития застроенных территорий. Более того, закон распространяет процедуру предоставления земельного участка для комплексного освоения территорий на все виды строительства, а не только в отношении жилищного строительства, как это предусматривалось ранее. Данная процедура позволяет более гибко разделять обязанности по планировке территории, строительству инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры между частным инвестором и государством.
Упрощается порядок размещения на государственных и муниципальных земельных участках нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций и иных некапитальных объектов. Принят подход к возможности размещения таких объектов без заключения договоров аренды земельных участков.
Аукцион устанавливается в качестве основного способа реализации земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Предоставление земельных участков без проведения торгов допускается в ограниченном числе случаев: для целей строительства важных инфраструктурных объектов, отдельным категориям граждан для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и в ряде других случаев. При этом разрешено определять начальную цену земельного участка на аукционе, исходя из кадастровой стоимости. Для повторных аукционов начальная цена может быть снижена на 30%.
Детально регламентируется единая процедура организации и проведения аукционов по аренде и продаже земельных участков независимо от целей их использования – от принятия решения о проведении аукциона до заключения договора. При этом инициатива проведения торгов может исходить как от уполномоченных органов, так и от заинтересованных граждан или компаний.
Органам власти и местного самоуправления предоставлено право не только самостоятельно выступать организаторами аукционов, но и привлекать для этих целей спецорганизации.
Предусмотрен запрет на объединение двух и более земельных участков в один лот аукциона.
Еще одна новелла – реестр недобросовестных участников земельных аукционов. В него будут включаться сведения о победителях аукционов или их единственных участниках, уклонившихся от заключения договора. Нахождение лица в этом реестре послужит в течение двух лет основанием отказа в допуске к другим земельным аукционам. Причем, этот запрет будет распространяться не только на заявителей, но и на коммерческие организации, чьи учредители (участники), гендиректора или члены советов директоров внесены в реестр.
Особое внимание уделено вопросам информационного сопровождения аукционов. Извещения о проведении аукционов и все протоколы будут размещаться на официальном сайте www.torgi.gov.ru, который является информационным источником для широкого круга имущественных торгов. Соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» также вступили в силу 1 марта.
Размещение информации обо всех земельных аукционах на едином интернет-ресурсе позволит привести распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, к максимальной прозрачности и доступности для общественного контроля.
Совершенствованию предоставления земельных участков должны поспособствовать и электронные аукционы, возможность проведения которых предусмотрена актуальной редакцией Земельного кодекса. Однако применение нового вида аукциона станет возможным только после принятия федерального закона, регламентирующего его правила.
Кроме того, предусматривается, что на публичных торгах будут продаваться объекты незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Для таких торгов правила проведения установлены постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1299.
Г.В. Антоновская, старший помощник прокурора города Великие Луки, юрист 1 класса
|