21.06.2006
Здоровье нации - государственная задача
Противоречивость проводимой социально - экономической реформы в России нашла свое отражение в проводимых преобразованиях в системе здравоохранения. Это обусловлено многими факторами, которые можно объединить в основные 3 группы: - недооценка важности реформ системы здравоохранения, как сектора экономики страны; - несовершенство принципов финансирования, которое отрицательно сказалось, прежде всего, на состоянии здравоохранения регионов; - появление новых проблем, связанных с переходом от государственной системы здравоохранения к бюджетно-страховой, не способной обеспечить рациональное использование средств для повышения доступности и качества медицинской помощи. Система здравоохранения в последнее время была ориентирована на развитие стационарной медицинской помощи и как результат - её низкая эффективность. В амбулаторно- поликлиническом звене усилилась диспропорция между объемами представляемой населению медицинской помощью и занятыми врачебными должностями. В больничном секторе сохраняется нерациональное распределение больничных коек по уровням организации медицинской помощи, в результате чего неудовлетворительно используются койки муниципальных небольших образований и перегружены крупные многопрофильные больницы. В силу концентрации новейших медицинских технологий и современного медицинского оборудования в крупных больницах углубляется разрыв в качественных показателях стационарной помощи населению, проживающему в крупных городах и городах с небольшой численностью. Вопросы здравоохранения становятся сегодня несоциальными, а политическими. По большому счету, здравоохранением сегодня недовольны все пациенты в связи с тем, что сократилась доступность медицинской помощи, ухудшилось её качество. Медики недовольны тем, что у них нет условий лечить людей, и их труд не оценен, а также нет возможности приобрести или получить жилье. У руководителей органов управления здравоохранением из-за отсутствия средств на укрепление материально - технической базы, нет возможности желаемое превратить в действительность. Недовольно и государство - растет инвалидность, заболеваемость, много лет смертность превышает рождаемость. Нужно отметить, что, начиная с 1990 года, бюджет муниципального здравоохранения постоянно находится в дефиците, который колебался в различные годы от 40 до 50% от потребности. Есть ли выход из создавшегося положения? Думаю, что существуют 3 пути: 1. Увеличение средств на здравоохранение из федеральных источников. 2. Рациональное использование имеющихся средств. 3. Сочетание 2-х первых путей. Нужно сказать, что второй путь был взят за основу программы реформирования здравоохранения и вошел в концепцию развития медицины в 1997 году. Концепция предусматривала перенос силы тяжести в здравоохранении со стационаров на амбулаторно - поликлиническую службу, как менее затратную, сокращение стационаров, введение врачей общей практики, уменьшение численности врачей и средних медицинских работников, уход их в другие сферы деятельности, сокращение учебных заведений и прочее. Прошли годы, но претензии к здравоохранению остались: снизилась доступность и качество медицинской помощи, не стало видно конечного результата лечения, резко возрос уровень платных услуг. С моей точки зрения, приоритетный национальный проект «Здоровье» выбрал 3-ий путь развития и включил в себя 3 основных направления, на которых хотелось бы остановиться подробнее и поделиться, как они воплощаются в жизнь в 100-тысячном городе Великие Луки Псковской области. До 2006 года муниципальное здравоохранение города Великие Луки представляло сеть из 13 лечебно - профилактических учреждений. Согласно закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. и приказа Комитета здравоохранения области было передано в областную собственность 6 специализированных диспансеров: онкологический, психоневрологический, кожно-венерологический, наркологический, противотуберкулезный, врачебно - физкультурный. Был передан детский санаторий. Они получили статус государственных. Так же были переданы в областное подчинение структурные подразделения городской больницы: отделение гемодиализа и профилактики СПИДа и ВИЧ - инфекции. Из поликлиники № 2 передано отделение планирования семьи. Переданы были кадры и имущество учреждений. Передача выше перечисленных диспансеров и отделений произошла в связи с тем, что согласно Закона 122-ФЗ, приказа Минздрава РФ от 13 октября 2005 года № 633 «Об организации медицинской помощи» специализированные виды медицинской помощи должны находиться в ведении субъекта Российской Федерации. По большому счету такие перестановки реорганизацией назвать нельзя, поскольку произошла лишь смена вывесок (с муниципальных на государственные) и изменился источник финансирования. Сама же структуры остались прежними и продолжают оказывать медицинскую помощь жителям города и девяти районов области. В муниципальное здравоохранение вошли 6 лечебно – профилактических учреждений: Центральная городская больница, детская городская больница со стационаром и поликлиникой, поликлиника № 2, стоматологическая поликлиника, станция переливания крови, центр медицинской профилактики. Головным лечебно - профилактическим учреждениям является Центральная городская больница, в состав которой входит стационар, поликлиника, родильный дом с женской консультацией, станция скорой медицинской помощи, автохозяйство. В городе развернуто 852 койки. В Центральной городской больнице - 647 коек, из них: терапевтических коек - 230, хирургических - 330, родильных - 87 коек. Детских коек в городе - 205. Обеспеченность койками на 10000 населения составляет 82,3. Амбулаторно- поликлиническая служба представлена 4 поликлиниками с мощностью 2170 посещений в смену. С января 2006 года было сокращено по городу 80 коек: по городской больнице - 49 коек, родильному дому - 6 коек, детской городской больнице - 25 коек. Открыты дневные стационары в городской больнице на 61 койку, проведено больными 8256 к/дней, в детской больнице - 15 коек, проведено 7453 к/дня. Расширен дневной стационар в поликлинике до 21 койки в 2 смены. Пролечено больных в 2005 году - 816 человек, проведено к/дней - 8 115. Средние сроки лечения составляют 9,9 дня. Активно работают стационары на дому: пролечено 419 человек, проведено к/дней - 5 051. Средняя длительность пребывания 11,8 дня. Готовятся помещения для открытия дневного стационара на 4 койки в женской консультации. Обеспеченность койками составила по городу - 82,3 на 10 000 населения, что ниже нормативных показателей. Администрацией здравоохранения города заключены договора с районами на объемы медицинской помощи в рамках программы ОМС. Так же заключены договора на оказание медицинской помощи сотрудникам ОВД, ФСБ, противопожарной службы, таможни, обследование и лечение юношей призывного возраста с военным комиссариатом. В муниципальных учреждениях города работает 322 врача и 1077 средних медицинских работников. 85 врачей имеют высшую квалификационную категорию, 128 человек - I и 9 человек - II категории. Всего аттестованы 222 врача -70,5%. Сертификаты специалиста имеют 137 врачей - 43,5%. Из числа средних медицинских работников имеют квалификационные категории 644 человека -61,6%. Укомплектованность врачебными кадрами составляет 59,2%, средним медперсоналом - 73,2%. Следует отметить, что показатели деятельности муниципальных лечебно-профилактических учреждений свидетельствуют о том, что лечебная и профилактическая деятельность находятся на достаточно высоком уровне: работа койки в среднем по городу составила 330,5, оборот койки - 22,5. Средняя длительность больного на койке - 13,3 дня, а по хирургическим койкам она достигла 10,3 дней. Выросла оперативная активность до 61,7%. Число посещений на одного жителя составляет по поликлиникам 7,5. Показатель младенческой смертности составил 11,3, что на уровне российского показателя. Большое внимание уделяется профилактической деятельности. Ежегодно охватывается профилактическими осмотрами около 45 000 городских жителей, улучшается оказание населению стоматологической помощи. Охват плановой санацией детского населения составляет 78%. Количество оздоровленных подростков - 120 на 1 000 детей подросткового возраста. Высокий процент охвата детей и взрослых профилактическими прививками: против дифтерии - 98,2%, против коклюша - 98,0%, против полиомиелита - 99,0%, против кори - 99,0%. Взрослого населения охвачено прививками против дифтерии - 80%. Поликлиника № 2 продолжает свою работу по принципу акушерско- терапевтического - педиатрического комплекса (АТПК). Однако следует отметить, что головное лечебное учреждение - Центральная городская больница по своим показателям работает как больница скорой медицинской помощи и в основном оказывает экстренную медицинскую помощь населению города и районов. Так, например, оперативная активность хирургической койки в целом составляет 64,1%, а по отдельным отделениям она достигает больше 70%, (по нейрохирургическому отделению - 72%, гинекологическому отделению - 84%, челюстно-лицевой хирургии - 82%). Недостаточно и оказание плановой медицинской помощи. Но муниципальные лечебно-профилактические учреждения продолжают оказывать высококвалифицированную и специализированную помощь жителям районов Псковской области. Процент пролеченных довольно высок. По городской больнице пролечено за 2005 год 4 067 человек - 24%, по детской городской больнице пролечено 1 170 детей - 26,2%. О качестве оказания медицинской помощи свидетельствует и такой факт: на лечение в Псковскую областную больницу было направлено всего 44 человека, это 0,2% от всех пролеченных больных. В плане реорганизации городского здравоохранения нами выделены 3 основных направления: 1. Укрепление кадрами первичного звена здравоохранения, их подготовка и переподготовка, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе. 2. Укрепление материально-технической базы муниципальных лечебных учреждений. 3. Диспансеризация, дополнительная иммунизация населения, повышение качества оказания медицинской помощи беременным женщинам в женской консультации и в родильном доме. Дополнительные денежные выплаты участковым врачам-терапевтам, педиатрам в размере 10 000, участковым медсестрам в размере 5 000 ежемесячно обеспечат приток кадров в первичное звено оказания медицинской помощи. Так, с начала года участковая сеть города дополнительно пополнилась 11 участковыми врачами-терапевтами и 4 врачами-педиатрами. В настоящее время из 39 терапевтических участков укомплектовано 33. укомплектованность врачами-терапевтами выросла с 54% до 84,6%. Из 25 педиатрических участков укомплектованы 22. Укомплектованность выросла с 72% до 88%. Практически 100% составляет укомплектованность участковыми медицинскими сестрами. В целях повышения качества медицинской помощи, квалификации кадров запланирована подготовка на центральных базах 12 участковых терапевтов и 8 участковых педиатров. На базе Великолукского медицинского училища запланировано обучить 40 участковых медсестер терапевтов и педиатров. В целях дальнейшей оптимизации амбулаторно-поликлинической помощи, снижения уровня хронических и запущенных случаев заболеваний, улучшения их диагностики, в течение года ожидается укрепление материально-технической базы диагностической службы и скорой медицинской помощи. Мы ожидаем поступление современного медицинского оборудования: 2 - рентгенографических аппарата, 3 - электрокардиографа, 1 -УЗИ аппарат, 2 - фиброскопа: 1 - взрослый, 1 - детский. В настоящее время активно ведутся ремонты помещений поликлиники под их установку. В целях улучшения профилактической работы среди населения города, выявления заболеваний на ранних стадиях и своевременного их лечения начата работа по проведению диспансеризации работающего населения в бюджетной сфере. Составлен график проведения диспансеризации до конца 2006 года. Подготовлены списки подлежащих диспансерным осмотрам. Утверждена методика расчета оплаты за проведение диспансеризации: 69% на заработную плату, остальное на приобретение медикаментов. Планируется охватить диспансеризацией около 3,5 тыс. человек. Начата диспансеризация с медицинских работников. Для повышения уровня оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, снижения осложнений, раннего выявления патологии, материального стимулирования работников женской консультации и родильного дома активно идет работа по выдаче родовых сертификатов. На 1 апреля 2006 года выдано 452 сертификата по женской консультации и по родильному дому. Помимо того, что повышается заработная плата медицинским работникам, приобретается современное оборудование, проводится косметический ремонт отделений. Усилена профилактика инфекционных заболеваний, начата работа по иммунизации населения против вирусного гепатита В, краснухи, полиомиелита, гриппа. Определен контингент подлежащих вакцинации: против гепатита В - 8 959 человек в возрасте от 1 до 19 лет, против полиомиелита - 150 человек, против краснухи - 6 969 человек и против гриппа - 11 751 человек. Однако, выполняя указанные мероприятия по оптимизации здравоохранения города, остается и ряд нерешенных проблем, решить которые силами органов муниципального здравоохранения не представляется возможным. Необходимо решение этих проблем на более высоком уровне. Эти проблемы можно в основном разделить на 3 группы: 1. Кадровая перестройка. Следует отметить, что средний возраст врачей превышает 50 лет, а пополнение кадрами в ближайшее время не предвидится в связи с низкой оплатой труда и невозможностью молодых специалистов приобрести жилье. Жилищная проблема стоит на первом месте и дальнейшее ее не решение приведет к серьезному кадровому голоду. 2. Состояние материально-технической базы. Дефицит бюджета здравоохранения города достигал в отдельные годы до 50% от потребного, не позволял проводить косметические и текущие ремонты объектов и зданий здравоохранения. В национальных проектах об укреплении муниципальной материальной базы здравоохранения речи не идет, поэтому одна из наиважнейших задач - это срочное проведение текущих ремонтов объектов здравоохранения. 3. По итогам проведения диспансеризации работающего населения города по предположительным прогнозам будет выявлено около 50% больных из осмотренного контингента по разным группам здоровья. Естественно, что выявленных больных нужно будет оздоравливать не только на нашей базе, но и в клиниках и диагностических центрах, а какими силами и средствами это будет проводиться, неизвестно.
Главный врач г. Великие Луки А.В. Юнг
|