2.10.2006
Мэр Великих Лук приняла участие в заседании Общественной палаты РФ
29 сентября в Москве состоялось третье пленарное заседание Общественной палаты РФ, посвященное проблемам местного самоуправления. В заседании приняли участие 105 членов Общественной палаты, представители Федеральных органов власти, депутаты Госдумы РФ, члены Совета Федерации РФ, члены Московской городской Думы и представители органов местного самоуправления всех уровней - от сельсовета до крупных муниципальных образований. Мэр города Лидия Голубева была приглашена на заседание и выступила с докладом. Открывая заседание, секретарь ОП РФ Евгений Велихов сказал, что решение о рассмотрении членами Палаты проблем, возникших в ходе реформы местного самоуправления, принято в связи с тем, что на практике осуществление положений 131 ФЗ сталкивается с огромным количеством сложностей, от финансовых до кадровых. «Задача Палаты – развивать инициативу, активность граждан, начиная от муниципалитета и кончая самым высоким общероссийским уровнем. Мы рассчитываем на то, что общество будет заинтересовано в дискуссии по вопросам местного самоуправления», - подчеркнул Евгений Павлович. Реформа местного самоуправления проходит поэтапно, поэтому уже можно говорить и о её первых результатах, которые были проанализированы членами Общественной палаты в ходе работы в Сибирском, Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах. Выводы, замечания и предложения профильной комиссии легли в основу документа, который был направлен в Государственную Думу РФ и Правительство. В нем, в частности депутатам ГД РФ рекомендуется отрегулировать порядок компенсаций региональных и местных бюджетов, принять закон о государственных гарантиях жизнеобеспечения городов, а также базовые законы на ЖКХ, четко разграничить собственность и полномочия между регионами и муниципальными образованиями. Правительству РФ члены палаты также рекомендуют заняться финансовым оздоровлением ЖКХ, пересчитать расходные обязательства муниципальных образований, увеличить долю средств на расходы бюджетов и закрепить за ними доходные источники. С основными тезисами доклада «О состоянии местного самоуправления в РФ» выступил Председатель Комиссии ОП РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев. По его словам, главная проблема состоит в том, что «государство одной рукой предоставило городам и весям право на самостоятельное хозяйствование, а другой - лишило руководителей даже минимальной самостоятельности и опутало множеством оговорок о финансах, собственности, земле и т.д. При этом сверхнормативные доходы населенных пунктов изымаются в вышестоящие бюджеты». «Страну надо знать и в местном измерении. Местное самоуправление – это право для жителей и обязанность для государства. Поэтому совершенно недопустимо самоустранение государства от ответственности за передачу полномочий местному самоуправлению, например, по обслуживанию жилищного фонда, который находится в жесточайшем кризисе», - отметил Вячеслав Леонидович. На реализацию закона о МСУ муниципалитетам нужно 300 млрд. руб., констатировал В.Л. Глазычев, а в этом году федеральная целевая программа предусматривает всего 15 млн. рублей, причем деньги еще не выделены. Все выступающие говорили о том, что 131 ФЗ должен работать в рамках урегулированных межбюджетных отношений. Как отметил заместитель министра регионального развития РФ Виталий Шипов: «Деньги должны быть распределены пропорционально обязанностям на всех уровнях бюджетов. Нельзя оставлять органы МСУ в роли просителей и иждивенцев». Также в выступлениях подчеркивалось, что сегодня местное самоуправление находится за пределами конструктивного диалога, который ведут государство, бизнес и общественные организации, и это провоцирует рост социальной напряженности. Руководители муниципальных образований отмечали общие для всех проблемы – недостаточное финансирование переданных полномочий, нечеткое определение финансовых нормативов и юридического содержания некоторых функций, ограничения на состав муниципального имущества и неурегулированность земельных отношений. Особо подчеркивалось, что сегодня бюджетная политика не дает муниципальным образованиям возможности формировать бюджеты с учетом перспективного развития, а также очень мало что зависит от эффективной экономической политики структур местного самоуправления, т.к. налоговая система построена таким образом, что никакой мотивации развивать бизнес и производство на местах она муниципалитетам не дает, следовательно утрачивается связь с предприятиями, расположенными на территории муниципальных образований. «Задачи должны решаться с учетом мнения тех, для кого эти решения принимаются», - подчеркнул мэр Екатеринбурга Александр Чернецкий. Также на заседании была поднята проблема оттока населения из деревень, поселков и малых городов в крупные города. Эта тенденция, по словам докладчиков, приведет к тому, что многие муниципальные образования просто исчезнут. В выступлении мэра Великих Лук Лидии Голубевой были обозначены важные для нашего города проблемы: «Постоянно сокращается численность населения. Только за последние 11 лет мы потеряли 12 тысяч человек! Снижается численность трудоспособного населения, город «стареет» - около 30% – люди пенсионного возраста. Растет смертность и снижается рождаемость. Это следствие того, что молодежь уезжает из Великих Лук. Получив высшее образование за пределами города, назад возвращаются не более 10%. Молодые люди не хотят жить в городе, у которого нет возможности развиваться. А без развития – нет и будущего. И виной тому не только демографические и миграционные процессы, а, в первую очередь, социально-экономическая ситуация. Собственные доходы городского бюджета постоянно сокращаются. Только в 2005г. они уменьшились по сравнению с 2004г. более чем в 2 раза. Здесь роль сыграло как изменение межбюджетных отношений Федеральным центром, так и перераспределение налогов в пользу субъектов Федерации. Если в 2004г. городской бюджет формировался за счет отчислений от 16 федеральных и региональных налогов, то с 2005г. – только от 5. Остальные «ушли» в областной и федеральный бюджеты. Значительно уменьшился норматив по налогу на доходы физических лиц. В результате, в 2005г. местный бюджет недополучил собственных доходов около 250 млн. руб. К тому же по основным налогам, поступающим в бюджет города и составляющим более 95% всех налоговых доходов, платежи вносятся квартально. Как следствие, неравномерное исполнение бюджета, с элементами кризисных ситуаций. Россия – огромная страна. Малых и средних городов в ней тысячи. Но именно эти города – опора и гордость России, её фундамент, основа государственности и культурных традиций. Поэтому с интересами даже небольших муниципальных образований необходимо считаться. Если не давать стимула для развития городов – основных источников пополнения региональных бюджетов, то в ближайшем будущем все они будут одинаково «слабые» - сплошная «серая масса». И если сегодня этого не понять, если не изменить ситуацию, то судьба многих городов России уже предопределена – их не будет.» Обсуждение проблем местного самоуправления длилось несколько часов, в течение которых выступили Главы исполнительной власти сельских Советов, городских поселений, малых, средних и крупных городов, депутаты ГД РФ и Мосгордумы, члены ОП РФ, а по итогам заседания была принята резолюция, в которой говорится о необходимости направить пакет поправок в соответствующий Закон, рекомендовать Государственному Совету РФ провести заседание, посвященное проблемам МСУ, с участием глав исполнительной власти органов местного самоуправления, а также предложения по созданию Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ. «Прежде представители муниципалитетов никогда не участвовали в обсуждении собственной судьбы. Теперь нам необходимо выработать такой механизм, при котором голос органов местного самоуправления будет услышан на самом высоком государственном уровне. Они должны стать полноправными партнерами власти в обсуждении – как в стратегии регионального развития, так и в реализации всей совокупности законов, кодексов и прочих новаций, свалившихся сегодня на голову муниципальных образований», - подвел итог заседания Вячеслав Глазычев. Напомним, что Общественная палата РФ была сформирована в начале 2006 года. Ее первое пленарное заседание, носившее организационный характер, прошло в Кремле в присутствии президента РФ Владимира Путина. Во второй раз в полном составе палата собиралась в апреле. Тогда общественники выработали рекомендации по искоренению ксенофобии и экстремизма, а также представили свое видение социальных аспектов военной реформы и защиты прав человека в армии.
Пресс-служба Администрации города
|