26.01.2007
СОЗДАЕТСЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА
Утром, 17 января, в день освобождения Великих Лук от немецко-фашистских захватчиков, педагогический коллектив школы № 8 высказался за создание на базе своего учебного заведения кадетской школы. С одной стороны, решение вполне предсказуемое, поскольку каждая школа старается найти свое лицо, обозначить для себя некие приоритеты и собственную изюминку. Получилось, что школа № 8 всего-навсего определила собственное лицо таким образом. И в то же время это событие трудно назвать ординарным. На фоне сегодняшнего отношения обывателей к армии, к понятиям государственности и патриотизма столь однозначное причисление себя к кадетским структурам способно вызвать искреннее уважение. Понятно, если бы углубленно и продвинуто брокеров готовили, дилеров, дистрибьюторов или специалистов по маркетинговому лизингу, а тут на тебе – кадетская школа! С армейской дисциплиной, с формой, с казарменным воспитанием и полевыми занятиями в любую погоду. Впрочем, директор Игорь Викторович Гоголев объяснил, что создаваемая по инициативе Администрации города и городского управления образования кадетская школа не предполагает стопроцентное казарменное положение всех ее учеников. Нет, школа останется открытой, где можно будет получать и обычное среднее образование, а из 400 учеников лишь 100-150 перейдут на некое подобие суворовских или нахимовских училищ. Не дело это и буквально завтрашнего дня. Предположительно, до марта свое заключение о готовности к переходу в новое качество даст городской экспертный совет, а до конца учебного года – областной. Не будет ровным счетом никакой спешки и с набором учеников. Серьезное дело будет реализовываться серьезно, не ради галочки. ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ - Что такое кадетская школа? – говорит И. В. Гоголев. – Это не просто соответствующее воспитание и подготовка граждан Российской Федерации к будущей службе Отечеству в армии, силовых структурах, МЧС. В первую очередь, это подготовка граждан страны с высокими волевыми, нравственными качествами, подготовка к служению Отечеству на каждом рабочем месте. Верность подобного подхода подтверждает и заместитель директора школы № 8 по учебно-воспитательной работе Владимир Владимирович Пиотровский: - Не принципиально, будет ли наш завтрашний выпускник кадровым военным, пожарным или спасателем. Довелось смотреть на работу кадетских учебных заведений в Москве и характерно, что из 21 выпускника четверо закончили школу с золотой медалью, еще 9 человек – с серебряной. Когда основа основ - дисциплина, человек не может не выполнить задание, не может учиться плохо, не может не реализовать себя полностью. Дело не в том, чтобы готовить солдат, дело в особом отношении к жизни, к новому, более ответственному поведению. В. В. Пиотровский рассказал, что буквально за три месяца приходящие в школу первоклассники меняются – они более собранны, умеют себя вести с достоинством и тактом, гораздо лучше учатся. Кадетская школа в Великих Луках обещает быть первой подобной в Псковской области. Да, есть кадетские классы в Пскове, Острове, один – в нашей школе-лицее № 10, но целая школа – это впервые! ИДЕЯ ПАТРИОТИЗМА ОБЪЕДИНЯЕТ - Как воспринята идея создания кадетской школы в городе и за его пределами? – спрашиваю у И. В. Гоголева. - Нашими социальными партнерами выразили готовность быть МЧС и РОСТО (ДОСААФ). Поддержку выразил заместитель Шойгу депутат Госдумы Александр Петрович Москалец. Заинтересованными получились 22 января разговоры у председателя областного совета РОСТО (ДОСААФ) Михаила Михайловича Крикова, у начальника главного управления образования Псковской области Веры Васильевны Емельяновой. Показательно создание управляющего совета школы. Внимание продемонстрировали и «Единая Россия» и ЛДПР, и руководители самых разных предприятий, не взирая на свои личные симпатии и политические пристрастия. В условиях многочисленных разъединяющих факторов идея патриотического воспитания стала объединяющей. - А почему выбор базы для создания кадетской школы был сделан в пользу школы №8? - Нам это позволяют, прежде всего, площади. Когда реальным делается быстрый переход к круглосуточному варианту учебы. Что касается возможности обучения в полевых условиях, то для этих целей определен лагерь «Звездный» в Опухликах. Во-вторых, школа № 8 имеет выгодное расположение для активного занятия учащимися спортом. Рядом река, стадион, крепость. И в-третьих, к соответствующим форме и содержанию необходим еще и дух. А мы готовы увлечь новым делом детей, наших добровольных помощников. Решение о том, что кадетской школе быть принималось не на пустом месте, не вдруг, мы понимаем, на что идем и гордимся, что именно нам выпала такая честь. - Как будет происходить превращение обычной средней школы в кадетскую? - Постепенно. Во все предметы уже внесены изменения, обозначая задачи на практическое содержание. Например, не просто измерить длину, а определить, какой длины нужна доска для спасения человека. Таким образом знания приобретают практический характер, насущный. Появятся уроки, рассказывающие об истории кадетства, патриотизма в России. Будут созданы в рамках спецкурсов клубы спасателей, кинологов, подводного плавания, воздухоплавателей, шире станут возможности для занятия спортом. Откроется театральная студия. Кстати, актер Волков, который сыграл в кино Ломоносова, свой путь на большую сцену начинал именно с театрального зала школы №8. Наладим обучение основам медицинской помощи. Появится зал славы России. Задумок много. Удалось бы только все их воплотить в жизнь! БЫТЬ САМИМИ СОБОЙ Если хорошенько подумать, то удивляться следует сейчас не образованию кадетской школы, а тому, что происходит это так поздно. Люди, а дети особенно, склонны к порядку, к очевидным, традиционным ценностям. «Добреньких» учителей, которые позволяют на своих уроках шалить, безобразничать, на самом деле, не уважают и смеются над ними. Конкурсы в кадетские школы в стране, как правило, составляют 12-20 человек на место. И пускай из 50 человек военным станет только один, но пользу России смогут принести все без исключения. Государство сможет не просто давать некую сумму знаний, но и объяснять цену этих знаний в их нравственном, социальном выражении, показать глубокий практический смысл служения. Помните, в «Литературке» некогда большого шума наделала статья «Берегите мужчин»? Вот и берегли их потом десятилетиями усиленно и целеустремленно. Добереглись в итоге до того, что средний представитель сильного пола и до пенсии сейчас не доживает. Между тем, «беречь» - это не та категория, это, как в известных стихах Заболоцкого про волка, который съел стог сена и остался тем же, кем был. Это, как батарейка, которую «берегут», не используют, и которую «почти новую» приходится потом выбрасывать. Нравственная власть, нравственное государство – вот конечная цель подобных нововведений по усилению элементов патриотизма в обществе. Не циничный торгашеский расчет, а умная и осмысленная система, где мужчина не забывает, что он мужчина и защитник, а женщине нет нужды копировать мужские черты, если мужчина и так рядом. Мужчина должен, наконец, стать самим собой, тогда и женщины вспомнят, кто они такие. НУЖНО ПРОДОЛЖЕНИЕ А еще в школе №8 очень не хотят, чтобы инициатива, озвученная в святой для порубежного русского города-воина день, стала банальной пиаровской акцией. Дескать, прокричали, заявили о себе, а там дальше, будь что будет. - Хотелось бы, говорит И. В. Гоголев, - чтобы не заставили себя ждать следующие приятные известия. На сей раз о подписании договоров о партнерстве с МЧС и РОСТО (ДОСААФ), об определении источников финансирования проекта. За первым шагом должно следовать продолжение. Только в обстановке подлинного взаимопонимания мы сможем использовать все выгоды кадетской школы для нашего города.
А. КАНАВЩИКОВ. Газета «Великолукская правда. Новости» №13 от 26.01.2007г.
|