22.02.2007
ПРАВДА О ВЕЛИКОЛУКСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В 2003 году нами была опубликована статья «Атака на школы». Прошло четыре года, и мы видим, что значительно изменилось отношение власти к сфере муниципального образования. На каждой педагогической конференции мы анализируем положительную динамику нашей работы, но, видимо, не все становится достоянием граждан Великих Лук. А последние заявления, «проскальзывающие» в ряде СМИ, говорят о клевете и о стремлении подтасовать и передернуть факты. Утверждаем, в великолукском образовании произошли значительные, если не сказать больше, изменения в вопросах открытости образования, вовлечения граждан в систему управления муниципальными образовательными учреждениями, информационно-технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и деятельности администраций. На новый уровень вышла система муниципального дошкольного образования. Опыт работы Управления образования Администрации города Великие Луки приветствуется и распространяется в России. Различные проверяющие структуры отмечают высокий положительный морально-психологический климат во всей сфере великолукского образования… Отмечая собственную инициативную и ответственную роль великолукских педагогов и администраций образовательных учреждений, заявляем: во многом это стало следствием последовательной социально-ориентированной политики администрации города Великие Луки и, прежде всего, ее мэра – Лидии Григорьевны Голубевой. Давайте вспомним. На начало 2004 года долг муниципалитета перед педагогами составлял почти 6,5 миллионов рублей, и перспектив его погашения предыдущей администрацией не виделось. Однако Л.Г.Голубева уже к октябрю полностью рассчиталась с учителями и воспитателями. Охват горячим питанием наших школьников в 2003 году составлял 21%, и только 430 обеспечивались за счет бюджета города. В настоящее время он преодолел планку в 80%, причем значительная часть (4003 школьника) обеспечивается бесплатными обедами или завтраками. На протяжении пятнадцати лет педагоги города получали лишь порядка 20 комнат в муниципальных общежитиях, а за три года работы новой администрации учителям выделено четыре квартиры и предоставлено четырнадцать мест в муниципальных общежитиях. Давайте проанализируем и статистические факты. Общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии). Перед нами ставились задачи сократить две муниципальные школы. Администрация города категорически отвергла это предложение. Численность учащихся в 17 общеобразовательных учреждениях в 2003 году составляла 11314 учащихся, сегодня 9708, работников соответственно - 1180 и 1239, т.е. мы не только не сократили в этих учреждениях рабочие места, но и увеличили их! Необходимо показать и динамику средней заработной платы: в 2003 году она составляла 2390 рублей, к 2007 году – 4626 рублей. Особый разговор – это муниципальное бюджетное финансирование содержания общеобразовательных учреждений: 2003 год – 375 тысяч рублей, 2004 год – 4 миллиона 616 тысяч рублей, 2005 год – 6 миллионов 726 тысяч рублей, 2006 год – 4 миллиона 61 тысяча рублей! Кроме того, администрация города предприняла значительные организационные усилия для реализации проекта «социальное партнерство», и если в 2003 году на поддержку школ направлено физическими и юридическими лицами порядка 100 тысяч рублей, то за последующие три года эта сумма составила 8 миллионов 223 тысячи рублей! Учреждения дополнительного образования (спортивные школы и клубы, центры развития творчества). Перед нами ставились задачи убрать спортивные школы из сферы образования, перевести 10% финансирования деятельности учреждений дополнительного образования на средства родителей. Администрация города не пошла по этому, как мы считаем, разрушающему всю систему дополнительного образования, пути! Численность учащихся в 6 учреждениях дополнительного образования в 2003 году составляла 8993 человека, сегодня - 9410, соответственно, работников 330 и 328, т.е. мы провели некоторое сокращение управленческого аппарата, сохранив все рабочие места педагогов. При этом повысили эффективность охвата юных великолучан системой дополнительного образования. Необходимо показать и динамику средней заработной платы: в 2003 году она составляла 1693 рубля, к 2007 году – 3079 рублей. Муниципальное бюджетное финансирование содержания учреждений дополнительного образования: 2003 год – 65 тысяч рублей, 2004 год – 123 тысяч рублей, 2005 год – 229 тысяч рублей, 2006 год – 148 тысяч рублей. В 2003 году на поддержку МУДОД направлено физическими и юридическими лицами порядка 50 тысяч рублей, за последующие годы эта сумма составила 1 миллион 417 тысяч рублей! Надо отметить, что некоторое сокращение финансирования в 2006 году объясняется реальным снижением наполняемости бюджета Великих Лук в соответствии с областным законодательством. Но даже при этой проблеме финансирование великолукского образования оставалось приоритетным. Особый вопрос – учреждения дошкольного образования (детские сады). Для тех, кто забыл: к 2004 году их число в Великих Луках сократилось на треть, лучшие здания детских садов были переданы под банки и различные фонды, а очередь на получение мест составила две с половиной тысячи детишек! При этом, так как федеральная помощь по выделению средств полностью прекратилась, перед нами была поставлена задача ликвидировать практически все виды социальных льгот и вывести родительскую плату до 100% содержания детей! И опять администрация города категорически отвергает эти предложения. Мало того, принимает решение о вводе в строй трех новых детских садов. С целью повышения эффективности работы объединяет два малокомплектных садика и ставит задачу поиска дополнительных помещений для групп в дошкольных образовательных учреждениях. В результате детских садов с 24 в 2003 году увеличилось до 26, а численность воспитанников с 3969 выросла к 2007 году до 4348. Рабочих мест соответственно 1039 и 1216, т.е. мы за три года предоставили и дополнительную возможность великолучанам реализовать право на труд! Необходимо показать и динамику средней заработной платы, за которую в полном объеме отвечает администрация города; в 2003 году она составляла 1663 рубля, к 2007 году – 3348 рублей. Обратите внимание на муниципальное бюджетное финансирование содержания детских садов: 2003 год – 26 тысяч рублей, 2004 год – 889 тысяч рублей, 2005 год – 9 миллионов 619 тысяч рублей, 2006 год – 2 миллиона 685 тысяч рублей! Реализация проекта «социальное партнерство» и в этой сфере дала значительный результат. Если в 2003 году на поддержку детских садов физическими и юридическими лицами направлено около 250 тысяч рублей, то за последующие три года эта сумма составила 4 миллиона 100 тысяч рублей! При этом на протяжении всех лет сохранялась родительская плата, составляющая примерно 20% от содержания ребенка в детском саду. В 2006 году средняя стоимость содержания была 2 тысячи 128 рублей в месяц, родители платили от 595 до 630 рублей. За счет городского бюджета в соответствии с распоряжением мэра устанавливалась 50% льгота 15 гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, 20% льгота 288 воспитанникам из многодетных семей и семей работников дошкольных учреждений. Безусловно, учителя и воспитатели знают проблемы, которые обусловлены, прежде всего, недостатком финансовых ресурсов. Однако, ориентация деятельности мэра и администрации города на решение социальных вопросов, поддержку труда педагогов, деятельности муниципальных учреждений образования прекрасно видна. Все это, вместе с осуществляемым Президентом России и партией «Единая Россия» приоритетным национальным проектом «Образование», вселяет не только оптимизм, но и искреннее стремление участвовать в становлении инновационных процессов великолукского образования, дальнейшем развитии системы обучения и воспитания юных великолучан. eduvluki.ru
Заслуженный учитель России А.А.Шулаев
|