«Жилье» / Публикации
21.11.2006
Необходимы нестандартные решения
Национальный проект «Доступное жилье»: недоработки на всех уровнях. Не так давно в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему, которая волнует сегодня, пожалуй, каждого второго россиянина, — тему доступного и комфортного жилья. О чем конкретно шел разговор, какие сделаны выводы и что будет предпринято в ближайшее время парламентом и правительством страны для решения этого в высшей степени актуального вопроса? Об этом интервью с депутатом Государственной Думы В. И. Галушкиным. — Выявилось множество недоработок, причем на всех уровнях. Было отмечено, что меры, принимаемые федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, недостаточны и не обеспечивают достижение показателей по реализации национального проекта, запланированных на текущий год. И прежде всего это относится к нормативно-правовой базе. Государственной Думой еще в конце 2004 года принят пакет из 27 законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. Однако их реализация невозможна без соответствующих постановлений правительства Российской Федерации. Более чем из 70 соответствующих нормативных актов правительства, которые должны были выйти в свет в 2005—2006 годах, принято только около 15. В числе «зависших» постановлений оказались такие, как: о порядке предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита; о порядке и условиях предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на обеспечение участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой; о порядке реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и жилищного фонда с высоким уровнем износа в пределах подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»; о порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры. Отсутствие указанных документов блокирует финансирование ФЦП «Жилище» — основного организационно-финансового инструмента реализации национального проекта. Удручающий факт: финансирование подпрограмм, входящих в состав этой федеральной целевой программы, даже по состоянию на апрель еще не было начато. Кроме того, новая редакция программы опубликована в феврале 2006 года, т. е. после принятия федерального закона о бюджете. В связи с этим требуется внесение изменений во все уровни бюджетной системы. — Но, как известно, даже среди тех нормативных актов, что были приняты правительством, целый ряд вызывает существенные нарекания. — Действительно так. Показательный пример. На парламентских слушаниях, в частности, обсуждалось постановление правительства РФ от 19 января 2006 года «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства». Оно содержит только виды таких изысканий и отсылки к актам Минрегионразвития России и субъектов Российской Федерации. Хотя в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации правительство РФ должно установить не только виды изысканий, но и порядок их выполнения, состав и формы материалов инженерных изысканий. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 698. Вместе с тем инструкции о порядке заполнения форм таких разрешений должны быть утверждены Министерством регионального развития Российской Федерации в трехмесячный срок. В настоящее время такие инструкции отсутствуют, что приводит к невозможности реализации указанного постановления. Низкие объемы жилищного строительства во многом связаны с административными барьерами: застройщику необходимо пройти более 100 инстанций для согласования проектной документации, получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Но ведь новый Градостроительный кодекс установил единый порядок, отменил согласования проектной документации и комиссию по приемке объекта. Почему же на местах продолжают «работать» по-старому? — Это позволяет сделать вывод, что федеральные законы, в частности Градостроительный кодекс, призванные повысить прозрачность строительного бизнеса и способствовать развитию конкуренции в данной области, многими субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления не выполняются. В связи с этим участники слушаний отметили необходимость скорейшего приведения нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствие с законодательством Российской Федерации. — Ряд проблем, связанных с привлечением средств для жилищного строительства, выявила практика применения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов капитального строительства». Закон возложил чрезмерную ответственность и риски на застройщика и кредитные организации. Результатом стало существенное уменьшение объема кредитных средств, привлекаемых в строительство, и рост цен на жилье. — Для устранения этих недостатков депутатами Государственной Думы подготовлен и внесен соответствующий законопроект. Но в том, что строительный рынок до сих пор остается монополизированным, не обеспечен равный доступ субъектов строительной деятельности к застройке территорий, есть вина и правительства: из 21 постановления, необходимого для практического осуществления предусмотренных Градостроительным кодексом целей, утверждено лишь 5. — В свое время закон о долевом строительстве вызвал много споров. Но не пойдут ли нововведения в ущерб дольщикам? — На слушаниях как раз была отмечена необходимость доработки данного законопроекта. В частности, говорилось о введении альтернативных способов обеспечения обязательств застройщика перед участниками долевого строительства, передачи на уровень субъектов Российской Федерации полномочий по контролю и надзору в области долевого строительства, упрощения порядка государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве. И это надо делать как можно скорее. — Предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации единственный способ предоставления земельных участков в целях жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства) — аукцион не позволяет органам местного самоуправления выполнять свои полномочия по строительству социального жилья. — По мнению участников парламентских слушаний, в случае, если жилищное строительство осуществляется на основе размещения заказа для государственных или муниципальных нужд, то в Земельном кодексе Российской Федерации необходимо закрепить за ними возможность предоставления земельного участка без проведения аукциона. — За 2005 год себестоимость строительства, не говоря уже о ценах на жилищном рынке, по сравнению с ценами 2004 года, в среднем выросла на 15,6%. Как говорят специалисты, это связано с повышением цен на цемент, металл, песок, щебень. Главная составляющая здесь — рост цен на цемент (70%). Какие меры необходимы, чтобы развитие промышленности строительных материалов не отставало от растущих потребностей стройрынка? — Необходимо вовлекать в эту отрасль малый бизнес, строить крупные промышленные объекты, содействовать внедрению наиболее эффективных, экономически выгодных проектов, технологических линий и др. В целях стимулирования предпринимателей необходимо в законодательстве предусмотреть ряд мер, направленных на развитие данной отрасли (снижение или отмена ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации и т. д.). Участники парламентских слушаний отметили также необходимость установить обязанность субъектов естественных монополий закупать продукцию, необходимую для осуществления регулируемой государством деятельности, в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». — Увеличение объемов жилищного строительства серьезно тормозит дефицит источников электроэнергетики, газа, воды. Эта проблема характерна, прежде всего, для крупных городов. В том числе таких, как и наш Волгоград. Какой выход здесь? — Решение проблемы для нового строительства может идти по двум направлениям. Первое — это строительство новых генерирующих мощностей и новых магистральных газопроводов. Второе направление — это энерго- и ресурсосбережение. В связи с этим реконструкция и строительство должны проводиться с использованием только новейших технологических решений — массовое использование пластиковых и других устойчивых к коррозии труб, использование обратной низкотемпературной воды для устройства теплых полов и т. д. Для нового строительства следует ориентироваться на автономные локальные тепловые источники, которые требуют подведения газовой сети низкого давления и трубопровода холодной воды. Энергоэффективность и ресурсосбережение должны законодательно приобрести тот же обязательный статус, что и вопросы обеспечения безопасности в строительстве. Требуется разработать комплекс мероприятий по оснащению жилищного фонда приборами учета потребления природного газа, тепловой энергии, горячей и холодной воды, а также по стимулированию оснащения жилых домов индивидуальными (локальными) источниками теплоснабжения, включить указанные мероприятия в состав ФЦП «Жилище», «Энергоэффективная экономика» и предусмотреть соответствующее финансирование из федерального бюджета. — Василий Иванович, в решении жилищной проблемы наше государство в немалой степени уповает на ипотеку. Но в том виде, в котором ипотечное кредитование предлагается людям сегодня, она мало кого устраивает. Например, в 2005 году по ипотеке приобретено менее 3% квартир. — Необходимо развивать инфраструктуру системы ипотечного кредитования, завершить формирование нормативной базы по страхованию ипотечных кредитов, предусмотреть возможность привлечения институциональных инвесторов, в частности средств пенсионных фондов. Большое значение для развития ипотеки имеют ипотечные ценные бумаги. К сожалению, несмотря на то, что действует Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», такие ценные бумаги фактически не выпускаются. Требуется внести изменения в данный закон. Кроме того, необходимо одновременно развивать иные формы жилищного кредитования с использованием для строительства жилья средств паевых инвестиционных фондов, организацией строительных сберегательных касс, жилищных накопительных кооперативов. Необходимо принятие нестандартных решений, в частности целесообразно использование механизма ипотечного жилищного кредитования для финансирования долевого участия граждан в строительстве жилья посредством выкупа закладных на условиях предоплаты, направление средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан на финансирование строительства, консолидация этих средств со средствами органов местного самоуправления, направляемых на строительство социального жилья. — Василий Иванович, Жилищный кодекс возложил бремя капитального ремонта на собственников квартир. Но ведь до его вступления в действие обязательства по капремонту практически нигде не выполнялись. Как следствие — в последние 5 лет объем ветхого и аварийного жилья увеличился почти в два раза, с 50 млн. квадратных метров до 93 млн. кв. м. И, учитывая неплатежеспособность населения, можно прогнозировать только ухудшение состояния жилфонда. Эта тема как-то затрагивалась на парламентских слушаниях? — Об этом шел очень серьезный разговор. Мнение таково: в Жилищный кодекс необходимо внести изменения в части определения порядка передачи жилья. И прежде, чем жилье будет передано в собственность гражданам, его надо будет привести в нормативное состояние. Кроме того, следует предусмотреть в ФЦП «Жилище» подпрограмму по капитальному ремонту, модернизации и реконструкции жилищного фонда, установить порядок, условия и источники государственного участия в финансировании и организации выполнения этих мероприятий. — В качестве механизма реализации проекта «Доступное и комфортное жилье» определена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002—2010 годы. Каковы ее основные «планки»? — Реализация программы должна обеспечить достижение в 2010 году следующих показателей (по сравнению с 2004 годом): жилищная норма должна увеличиться с 20 кв. м на человека до 21,7 кв. м; средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м должна быть равна среднему годовому совокупному доходу семьи из 3 человек за 3 года (в 2004 году — 3,9 года); увеличение доли семей, которым будет доступно приобрести стандартное жилье с помощью собственных и заемных средств (с 9 до 30 процентов); увеличение объема ипотечных жилищных кредитов и займов с 20 млрд. рублей до 415 млрд. рублей в год; снижение среднего срока ожидания в очереди на социальное жилье с 20 до 5—7 лет; содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета в 2006—2010 годах 181,7 тыс. молодых семей; улучшение жилищных условий в 2006—2010 годах за счет средств федерального бюджета более 132,3 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством. Материал публикуется в соответствии с Законом РФ «О статусе депутата Государственной Думы». MCPL.RU
Марина СВЕТЛОВА - Волгоградская правда (Волгоград) — 26.04.2006
|