23.12.2008
Гарантия за деньги
Имеет ли магазин право по собственному усмотрению продлевать гарантию на товар, предлагая потребителю оплачивать это как дополнительную услугу? Если магазин дает гарантию один год на продаваемый товар, имеет ли смысл поинтересоваться, какова гарантия производителя? Прежде чем отвечать на данные вопросы, необходимо определиться с понятием «гарантийный срок». Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить следующие требования потребителя: безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление потребителю либо третьему лицу; соразмерно уменьшить покупную цену; заменить покупку товаром аналогичной марки (модели, артикула); заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены; отказаться от исполнения договора купли продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Как видите, выбор у покупателя, которым он может воспользоваться в течение гарантийного срока, достаточно широк. Поэтому при выборе товара, естественно, волнует вопрос продолжительности гарантии. К сожалению, в законе нет четкого указания на обязанность продавца и изготовителя устанавливать гарантийный срок. Так, ст. Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что изготовитель или продавец вправе устанавливать гарантийный срок на товар. Но большинство производителей, особенно сложно–бытовой техники, прекрасно понимают, насколько важна для покупателей длительность гарантийного срока. Поэтому, как правило, они устанавливают этот срок не менее 3 лет. В отношении товаров, на которые гарантийный срок не установлен, или составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, то помочь ему может ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей». В отношении того, что магазин предлагает оплачивать потребителю продление гарантийного срока, следует сказать следующее. Вышеуказанный Закон предоставляет продавцу право принимать на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем. Однако в данном случае речь идет скорее всего не о продлении гарантийного срока, а о сервисном обслуживании товара (ремонт, замена запчастей и пр.) в течение времени, оплаченного потребителем по договору. Такая подмена понятий зачастую вводит покупателей в заблуждение. Предлагать данную услугу магазин, конечно вправе. А вот настаивать на ее оплате в качестве обязательного условия покупки товара – нет. Поинтересоваться длительностью гарантийного срока, установленного производителем товара, нужно обязательно. Ведь как уже было сказано, закон предоставляет такое право как изготовителю, так и продавцу. Но, продавец может установить собственную гарантию только в том случае, если изготовитель по каким–либо причинам этого не сделал (п.7ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Тем самым магазин принимает на себя обязательства и ответственность за возможные недостатки товара. Но бывают и так, что продавец специально умалчивает о более длительном гарантийном сроке, установленном изготовителем, предлагая увеличить этот срок за отдельную плату. В заключении рекомендуем потребителям уточнять предоставляемые магазином гарантийные сроки до момента оплаты за товар, чтобы избежать ненужных проблем. Председатель комитета О.В. Васильева
|